Про храм

Архівні дані                                                    (дивись знизу історичні фото)
 1696р.

 Перші згадки про храм Воздвиженя Хреста Господня знаходимо цим роком.
Точна дата будівництва не відома,але архієпископ Чернігівський Філарет
(Гумілевський)припускає,що він був побудований значно раніше.
 1726р.
 Дерев’яна церква Воздвиженя Хреста Господнього була перебудована і повторно освячена.
 1851р.

 Була побудована нова кам’яна Хрестовоздвиженська Церква.
Будівельники-парафіяни. З великою вірогідністю можемо стверджувати,що
нова кам’яна церква була побудована на місці дерев’яної церкви.
 
«Боромлянский храм Воздвижения Креста Господня упоминается в актах
1696-1726гг.В указе конссистории от 29 марта 1742г. Видны уже два
священника Воздвиженской Боромлянской церкви…..»
 1930-ті рр..
 У
другій половині 30-х рр.., згідно плану другої
п’ятирічки(1933-1937рр.)православна служба була повністю припинена в
усіх Боромлянських храмах, і самі церкви були закриті.
 1941-1943рр.
 У період фашистської окупації відновила свою роботу після війни церква продовжила свою діяльність і діє по наш час.

 

ТРОПАРЬ КРЕСТУ И МОЛИТВА
ЗА ОТЕЧЕСТВО

Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние
Твое, победы православным христианом на
сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом
Твоим жительство.
В 1660 г. в Москву была доставлена «Опись городу Боромля и частей полковой службы». В ней говорилось:
«БОРОМЛЯ*
По обоим сторонам речек Боромля и Крупной, в 32 верстах от Ах-тырки.
По указу нашему, так говорит царская грамота от 19 дек. 1659 г., по Белгородской черте, меж Вольны Олешны, на р. Боровне, поселились Чер-касы, атаман Корней Васильев со товарищи 425 чел. и устроили в месте город; а пашенной земли, иних угодий по се время не отведено. Предписы-вается переписать черкес и отвести землю каждому из рядовых по одной четьи в поле, а в дву по тому, атаману десять четий, есаулам по девяти.
Как видим, сначала Боромля была построена в 1658 году как город для укрепления пограничных русских земель, но затем она стала самой большой сло-бодой. В ней очень активно началось строительство Божьих храмов, а также и других сооруже¬ний, а именно: земская школа, первая на Украине (она работает и сейчас); построена немцем Вейсманом крупная мельница – муку отправляли на экспорт; большой винодельческий завод и лозомебельная фабрика и при ней – фабрично-заводское училище (ФЗУ), торговые сооружения, почта, аптека, больница и др. Дорога по центру была выстелена камнем. Через центр села проходит трасса Сумы – Харьков. Боромля также славится выращиванием земляники и всеукраинскими фестивалями юмора и сатиры.
Река Боромля разделяет село на 2 части – как бы западную и восточную. По приходу Советской власти село утратило свое богатство, почти все было разрушено, и главное, разрушены святыни, храмы Божие.
Еще Серафим Саровский, когда к нему ходили паломники
из Боромли, сказал, что будет время, когда храмы разрушат, и в селе останется только самый маленький улейчик. (Как оказалось, это он сказал о Кресто-Воздвиженском храме). Так потом и случилось.
Всего в Боромле было построено 6 храмов, в центре – каменный собор Рождества Богородицы, Троицкий собор, Воскресенский, Святителя Николая, а также Воздвижения Креста Господня и кладбищенская церковь. В историко-хронологических документах того времени широко освещается строительство храмов и церковная жизнь в Боромле:
Название города, которое долго носила Боромля, принадлежало ей не только по укреплению, вывшему к ней, как и во многих других слободах, но по значительному числу жителей. Население ее было так значительно, что уже в первых годах XVIII столетия видим в ней шесть храмов, а с 1761 г. было в ней Духовное правление. Ныне в ней остается четыре храма: в честь Рождества Богородицы, Троицкий, Христорождественский, и Честнаго креста; а в прежнее время были еще храмы Никольский и Воскресенский.
Соборным храмом Боромли был храм во имя Рождества Богородицы. Так по актам1689 г.- 703 г. уже известны города Боромли
соборной церкви Рождества Богородицы протопоп Василий Иванович Новосельский и два священника, В 1725 г. прихожане в просьбе о дозволении построить новый соборный храм писали: тому лет с 80 и больше, в оном городе Боромли построена оная соборная церковь. Следовательно, первый соборный храм Рождества Богородицы построен в Боромле не позже 1650 г.; а второй освящен в 1725 г. В 1803 г. начали строить каменный Рождественский храм и тогда, как еще не совсем окончен был сей последний, в 1811 г. деревянный храм сгорел с его утварью и церковными бумагами. Главным распорядителем при постройке нового храма был протоиерей Семен Белицкий, потомок котелевскаго старшины Белицкаго, известнаго при Карле XII, владевшей участками земли; колее других оказывал пособий поручик Николай Иванович Карпов, один из потомков поповскаго старосты Степана Карпова; должность попечителя принимали на себя Степан Алексеевич Микулаев и Павел Яковлевич Сухачев.
В одно время с Богородичным в 1811 г. сгорел Боромлянский Воскре-сенский храм, котораго метрики начинаются с 1775 года. Теплый храм в честь воскресения Христова предположено устроить к колокольне Богородичного храма, которой каменная постройка недавно окончена.
Точное время основания Троицкаго храма в Боромле не известно. По Акту 1689 г. известен боромлянский Троицкий священник Иоанн Андреев. Потом видим священников того же храма в 1714-1717 Василия Иванова, в 1721-1731 г. Онисима Игнатьева. В 1775 г. при священнике Андрее Белицком Троицкий деревянный Храм сгорел, за исключением одного придела; из остатков его на время построили и освятили храм. С 1810 г. начали приготовлять средства к построению каменнаго храма; в 1818 г. совершили закладку его, в 1828 г. он был в черне построен; но для совершенной отделки испрашивали и получили в пособие от Комиссии Духовных училищ 2000 руб. ассиг.; храм освящен был в 1833 году.
На позолотку иконостаса помещик Иван Влезков употребил до 1785 руб. серера, а Анна Семенова Влезкова снабдила храм различными вещами.
В Троицком храме сохраняются древния книги: служебник моск. п. 1678 г.; два требника старинной печати, по которых время печатания, за утратою листов, неизвестно; акафист вмч. Варваре Киев п. 1741 г.
На подножии двух медных напрестольных подсвечников означен 1731 год.
Храм во имя Рождества Христова по первой постройке его относят к 1680 году. По акту 1696 г. известен Боромлянский Рождественский священник Иоанн. Каменный Рождественский Храм, начатый постройкою на место деревяннаго с 1811 г., освящен в 1811 году. Рождественский Храм привлекаем к себе внимание особенно древнею иконою святителя Николая, которая поступила сюда из упраздненного
Николаевского Боромлянскаго храма. Икона Святителя издавна служила предметом общего благоговения боромлянцев.
На киоте ея означен 1680 год, икона покрыта серебряною ризою. Николаевский храм, которому принадлежала она, известный по бумагам с 1696 г. без сомнения существовал прежде того времени. В новом Рождественском Храме устрояется престол в честь Святителя Николая.
Книги Рождественскаго Храма: еванглия киев. п. 1644 г., другое моск. п. 1717 г.; служебник моск. п. 1676 г., минси служ. 12 книг моск. п. 1704-705 г., служба в. м. Варваре киев. п. 1746 г. требник Чернигов, п. 1754 г.

Вначале, как упоминается в архивных документах, храм Воздвижения Креста Господня зарегистрирован еще в 1696-1726 гг. и был построен из дерева. Но случился пожар, и церковь сгорела. С остатков построили часовенку – также деревянную.
Но прихожане, особенно те, кто жил рядом, скорбели, что нет храма, и некий Харченко Василий начал собирать пожертвования на строительство у прихожан и у жителей близлежащих хуторов и сел. Жертвовали и богатые, а именно Романика Василий.
В указе Харьковской Духовной Консистории от 29 марта 1742 года отмечалось, что прихожанин крестьянин Василий Романика пожертвовал Крестовоздви-женскому храму Евангелие, серебряные сосуды с прибором, плащаницу, всего на 280 рублей серебром.
Церковь строилась продолжительное время, добротная, каменная и не на том же месте, а восточнее от села, ближе к отдаленным улицам и хуторам.
В 1851 году к с. Боромля Ахтырского уезда освящена построенная стараниями прихожан, вместо упоминаемой к Актах 1696 и 1726 гг. деревянной церкви, новая каменная однопрестольная Воздвиженская церковь. От Харькова 140 верст.
Земли усадебной 472 кв. сажень, пахотной и сенокосов 49 десятин.
Прихожан мужского пола 1264, женского пола 1270. Неприкосновенный церковный капитал 500 р. Причт по штату положено: священник, диакон, псаломщик. Диаконская вакансия не запрещается. Жалование священника 141 р. 12 коп., псаломщика 35 р. 28 коп. Священник получает квартирное пособие по 160 р. в год, псаломщик 35 р. 28 коп. Пользуется церковным помещением церковноприходская школа.
По данным архива, всего в Боромле во всех храмах молилось в 1850 году 6821 прихожан, в том числе в церкви Воздвижения Креста Господня 1268 человек:

Как указано выше, было пророчество св. Серафима Саровского, и вот это черное время настало. По велению безбожной власти все храмы были разрушены, и в 1935 году нечестивцы разрушили ограждение и Крестовоздвиженского храма, а затем с ломами и топорами явились к храму. Прихожане не спали, дежурили
день и ночь у ворот храма. Возглавляли дежурство Бей Пелагея Ивановна и Козлова Матрена, семьи Сахно, Щасных, Брюховецких и многие другие.
Из воспоминаний свидетельницы тех событий Золотайко Риммы Андреевны (в девичестве Бей):
«Когда подошли к воротам, люди стояли стеной и силою оттолкнули варваров. Те отступили. Явился председатель сельского совета Грунич, на не-го кричали: «Ты Иуда! Не дадим валить святыню!» Подошел и председатель колхоза им. Сталина Петр Сукачев – стоял молча, затем распорядился храм закрыть на замок.
На следующий день привезли зерно гороха – две автомашины-полуторки. Храм открыли, на ступеньки положили доски, и автомашина заехала прямо в храм. Это было ужасно, люди плакали, но согласились. Забежали и все мы; дети увидели такой беспорядок в церкви впервые. Оказалось, что председатель колхоза получил все-таки разрешение в районном комитете партии использовать храм под склад зерна.
Все святыни, иконы, атрибутику, все, что было, люди унесли на сохранение в свои дома. (И все сохранили, был даже воздушок из чаши).
Главная ценность, которую удалось сохранить, это икона Божьей Матери «Достойно есть». Она хранилась в доме у мамы моего отца, Бей Пелагеи Ивановны, до открытия храма, была очень потемневшей, но затем перед открытием храма обновилась сама.
В дом приходило много прихожан, молились, удивлялись такому чуду. Эта икона украшает храм и в настоящее время (в правом углу храма).
Важно отметить то, что в первую ночь, когда завезли зерно и храм был заперт, пришел сторож и услышал в храме пение. Он потребовал кладовщика с ключами, позвал соседей, открыли ,а в храме никого не оказалось. Тогда поняли, что пели Ангелы, радуясь тому, что храм уцелел.
Чудеса продолжались. К 12 часам ночи слышался запах ладана и пение, кладовщик восторгался этим чудом. А когда привозили зерно, начинался прием, пение утихало. Еще живы свидетели этого чуда: сестра кладовщика и дочь, Ведь Нина Тихоновна (кстати, это ее дед собирал пожертвования на строительство храма). Также чудо видели Брюховецкая Вера Сергеевна, Щасна Мария, Фень Анатолий Дмитриевич, Петренко Варвара Петровна и многие, многие другие очевидцы».
Дальше Р. А. Золотайко вспоминает об возобновлении службы в храме Воздвижения Креста Господня так: «Во время немецкой оккупации храм был открыт. Люди украсили храм, поремонтировали, пришли все служащие и певчие (ноты и книги также сохранились), а будучи в плену, прихожанин Бей Иван Федорович водрузил на куполах храма кресты. Затем покрасил крышу и побелил около. В храме собирались тысячи прихожан. Особенно на большие праздники и на венчание
молодых, иногда в воскресные дни их венчалось по 2 и по 3 пары.
На нас, детей, все это, а главное – пение (хор пел, мне кажется, неповторимо) на всю жизнь оставило незабываемое впечатление и хвала Господу, что мы это увидели».

О служителях храма Воздвижения Креста Господня с. Боромля впервые упоминается в актах 1696 года (священник Тихон Фомин) и в актах 1726 года (священник протоиерей Иоанн Васильевич Новосельский). В 1742 году на место поступившего в Ахтырский монастырь И. В. Новосельского, в храм Воздвижения Креста Господня был посвящен боромлянин Василий Довженко.

«ПРИЧТ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОЙ ЦЕРКВИ (1898-1917 гг.)
Священники:
Кохановский Леонтий Стефанович (1898-1900);
Кохановский Стефан Ильич (1900);
Кохановский Иоан Леонтьевич (1900-1911);
Приходьков Николай Михайлович (1912-1917). С 1911 года он же благочинный.
С 1906 по 1917 – при церкви псаломщик-диякон Ладенков Алексей Николаевич».
(Календари Харьковской епархии 1898-1917 гг.).

ЦЕРКОВНЫЕ СТАРОСТЫ
Мельник Григорий Дмитриевич – с 1944 г.
Сыч Семен Евдокимович – с 1948 г.
Яресько Иван Никитович – с 1956 г.
Сиренко Павел Федорович – с 1959 г.
Мельник Григорий Дмитриевич – с 1960 г.
Ворона Федор Иванович – с 1971 г.
Будник Елизавета Андреевна – с 1973 г.
Сумцова Анастасия Григорьевна – с 1974 г.
Подубовник Мотрона Савельевна – с октября 1974 г.
Будник Елизавета Андреевна – с 1979 г.
Буденная Анна Максимовна – с 1980 г.
ПСАЛОМЩИКИ
Сыч Иван Иванович – с 1944 г.
Мяло Дмитрий Захарович
ХОР С 1969 года
Лейба Иван Иосифович,
Бритова Ксения Алексеевна,
Романика Вера Тимофеевна,
Котлярова Варвара Ивановна,
Васильева Анна Васильевна,
Сукачева Александра Федоровна,
Кунда Нина Семеновна,
Коваль Ульяния Васильевна,
Коваль Мария Максимовна,
Василенко Афанасий Федорович.
(Архив отдела по делам религий Сумской облгосадминистрации).

Долгое время служил в храме настоятель протоиерей Радько Иоанн(упокоился 9 сентября 2009 года). Он много трудился по хозяйственным делам (строительству дома, в котором осуществляется обряд Крещения, озеленению территории). Все свое время отдает о. Иоанн службе.
Он был  в возрасте ( 84 -х лет). Ему в помощь направлена молодая пара, священник Ярослав и его жена Антонина, псаломщик и руководитель хора.
Каменной постройке храма Воздвижения Креста Господня – 155 лет, а впервые храм (еще деревянный), согласно архивным документам, освящен 310 лет назад.
С благоговением его посещают прихожане и паломники. Службы идут во все положенные дни.

По благословению Преосвященнейшего Иова, епископа Сумского и Ахтырского, сведения собрал в архиве Харьковской епархии Николай Козлов, протодиакон.
Составитель Р.А. Золотайко (Бей) в своей работе использовала воспоминания очевидцев-боромли

Історична Боромля 6 храмів

Историко-статистическое описание Харьковской епархии Ахтырского Уезда архиепископа Филарета Гумилевского БОРОМЛЯ

По обеим сторонам речек Боромли и Крупиной, в 32 верстах от Ахтырки.

«По указу нашему, так говорит царская грамота от 19 декабря 1659 г., по Белогородской черте, меж Вольным и Олешны, на р. Боровне, поселились вновь Черкасы, атаман Корней Васильев с товарищами 425 чел. и устроили в том месте город; а пашенной земли, и всяких угодий по се время не отведено». Предписывается переписать черкас и отвесть землю каждому из рядовых «по осьми четьи в поле, а в дву по томуж», атаману «десять четий», есаулам «по девяти» . В 1660 г. доставлена была в Москву опись «городу Боромле и черкасам полковой службы». Таким образом, Боромля основалась в 1658 г. Название города, которое долго носила Боромля, принадлежало ей не только по укреплению, бывшему в ней, как и во многих других слободах, но и по значительному числу жителей. Население ее было так значительно, что уже в первых годах XVIII ст. видим в ней 6 храмов, а с 1761 г. было в ней духовное правление. Ныне в ней остается 4 храма: в честь Рождества Богородицы, Троицкий, Христорождественский и Честного Креста, а в прежнее время были еще храмы Никольский и Воскресенский.

Собор Різдва Пресвятої Богородиці,початок XX століття(центр села)

Собор Різдва Пресвятої Богородиці,початок XX століття(центр села)

центр села, зправа Собор Різдва Богородиці

Соборным храмом Боромли был храм во имя Рождества Богородицы. Так, по актам 1689— 1703 гг. уже известны «города Боромли соборной церкви Рождества Богородицы» протопоп Василий Иванович Новосельский и два священника. В 1725 г. прихожане в просьбе о дозволении построить новый соборный храм писали: «Тому лет с 80 и больше, в оном городе Боромли построена оная соборная церковь». Следовательно, первый соборный храм Рождества Богородицы построен в Боромле не позже 1650 г., а второй освящен в 1725 г. В 1803 г. начали строить каменный Рождественский храм, и тогда, как еще не совсем окончен был сей последний, в 1811 г. деревянный храм сгорел с его утварью и церковными бумагами. Главным распорядителем при постройке нового храма был протоиерей Семен Белицкий, потомок котелевского старшины Белицкого, известного при Карле XII, владевший участками земли; более других оказывал пособий поручик Николай Иванович Карпов, один из потомков поповского старосты Степана Карпова; должность попечителя принимали на себя Степан Алексеевич Микулаев и Павел Яковлевич Сухачев.

Воскресінський храм(1775-1811гг.)

Воскресінський храм(1775-1811гг.)

В одно время с Богородияным в 1811 г. сгорел боромлянский Воскресенский храм, которого метрики начинаются с 1775 г. Теплый храм в честь Воскресения Христова предположено устроить в колокольне Богородичного храма, которой каменная постройка недавно окончена.

Троїцький храм(зараз на місці цього храму стоїть меморіал" Скорботна мати")

Троїцький храм(зараз на місці цього храму стоїть меморіал” Скорботна мати”)

Точное время основания Троицкого храма в Боромле неизвестно. По акту 1689 г. известен боромлянский Троицкий священник Иван Андреев. Потом видим священников того же храма в 1714—1717 гг. Василия Иванова, в 1721—1731 гг. Онисима Игнатьева. В 1775 г. при священнике Андрее Белицком Троицкий деревянный храм сгорел за исключением одного придела, из остатков его на время построили и освятили храм. С 1810 г. начали приготовлять средства к построению каменного храма; в 1818 г. совершили закладку его, в 1828 г. он был вчерне построен, но для совершенной отделки испрашивали и получили в пособие от комиссии духовных училищ 2000 р. ассигнациями; храм освящен был в 1833 г.

Храм Різдва Христова

Храм Різдва Христова

Храм во имя Рождества Христова по первой постройке его относят к 1680 г. По акту 1696 г. известен боромлянский Рождественский священник Иоанн. Каменный Рождественский храм, начатый постройкой на место деревянного с 1814 г., освящен в 1844 г.
Рождественский храм привлекает к себе внимание особенно древнею иконою святителя Николая, которая поступила сюда из упраздненного Николаевского боромлянского храма. Икона Святителя издавна служила предметом общего благоговения боромлянцев. На киоте ее означен 1680 г., икона покрыта серебряной ризой.

Нікольсьский храм ІІ половина 20-х років. Церква знаходилась біля сучасних 4-хповерхових будинків.Орієнтир, який залишився - криниця "журавель".

Нікольсьский храм ІІ половина 20-х років. Церква знаходилась біля сучасних 4-хповерхових будинків.Орієнтир, який залишився – криниця “журавель”.

Николаевский храм, которому принадлежала она, известный по бумагам с 1696 г., без сомнения, существовал прежде того времени. В новом Рождественском храме устраивается престол в честь Святителя Николая.

Хрестовоздвиженський храм ,зліва початкова школа ім.Шевченка

Хрестовоздвиженський храм ,зліва початкова школа ім.Шевченка

Хрестовоздвиженський храм та школа ім.Шевчека

Хрестовоздвиженський храм та школа ім.Шевченка

Боромлянский храм Воздвижения креста Господня упоминается в актах 1696 и 1726 гг. В указе консистории от 29 марта 1742 г. видны уже два священника Воздвиженской боромлянской церкви.

Мозговий Андрій Нікифорович

Мозговий Андрій Нікифорович

Мозговий Андрій Нікифорович

Радоница(мироносна неділя) центральне кладовище 50-ті роки

Радоница(мироносна неділя) центральне кладовище 50-ті роки

Архиєрейська служба,хресна хода.На фото Архиєрей Іларіон Прохоров(1945-1951рр.)

Архиєрейська служба,хресна хода.На фото Архиєрей Іларіон Прохоров(1945-1951рр.)

Уменьшение жителей Боромли после 1800 г. произошло оттого, что по малоземелью боромлянцев значительная часть их переселилась в Екатеринославскую губернию.
Средства к жизни получаются здесь после хлебопашества от ремесел гончарного, сапожного, портного, плотничного, ткацкого и кузнечного. В слободе бывают четыре ярмарки: в первый день Фоминой недели, июня 29, сентября 14 и декабря 9.

Существующая ныне в Боромле сельская школа, где обучает детей соборный священник со своим причетником, по справедливости славится особенными успехами воспитанников своих. Мы со своей стороны должны сказать, что при боромлянском соборном храме существует школа с давних времен, и это заведение старого времени не принадлежит одной Боромле.

Один из урожденцев Боромли, сумской иеродиакон Марк Мушенко пред посвящением своим в иеромонаха в 1744 г. давал такое показание о себе:
 «По смерти отца своего остался он 5 лет и в 709 г. пошел в училище, в том же гор. Боромле, церкви Рождества Богородицы в школу, к бывшему в то время дьячку Ивану Евченку, своею волею».

Другой черкашенин, урожденец с. Криничного, монах Сумского монастыря Дорофей в 1749 г. показывал:
«От роду ему 30 лет; книжному чтению и пению обучен он ахтырскаго полку с. Тростенца Вознесенской церкви дьячком Петром, что ныне священник; а по изучении русской граматы бывал он при церковных школах дьячком».
Эти два показания очень важны; они говорят, что как в Боромле при соборном храме, так при других церквах значительных черкасских местечек уже около 1700 г. были школы, и учителями школ были дьячки. Отселе несомненно, что выражение, так часто встречающееся в делах о посвящении диаконов и священников черкасских старого времени «обучен дьячком» означает то же, что обучен в церковной школе. А это подает довольно приятные мысли об образованности духовенства Слободской Украины старого времени. По справке с документами оказывается, что заведение школ при церквах Слободской Украины современно самому населению Слободской Украины, и что это прекрасное учреждение принесено черкасами из-за Днепра, где уния вынудила рано приняться за книги, чтоб быть в состоянии бороться с проповедниками унии — езуитами. Вот три примера тому, что заведение школ при церквах принадлежит страдальцам унии.

Из бедствий боромлянцев XVII ст. известно только одно, которое претерпели они от татар в 1668 г.